23 апреля в Высшей школе экономики прошла конференция «Перспективы развития образовательных программ и «зеленых» проектов в области устойчивого развития в российских вузах», предметом экспертного обсуждения в рамках которой была стратегия образования в интересах устойчивого развития (Education for Sustainable Development).
Эта тема - сначала только в природоохранном контексте, затем шире – во взаимосвязи экологических, социальных и экономических аспектов, инновационно-опережающий характер такого образования, его миссия и модели обсуждается в масштабах всего мира - так или иначе, трактуется на разных площадках уже несколько десятилетий. Образование в интересах устойчивого развития рассматривается сегодня как необходимость, как одно из ключевых условий интеллектуальной, инклюзивной, справедливой, учитывающей интересы будущих поколений модернизации подходов к экономике, к деятельности бизнеса, к системе природопользования, потребления, мироустройства в целом. Это общие установки, принятые на международном и национальном уровнях.
«Другая сторона – степень распространенности этих ценностей, их продвижения и внедрения в практику, в частности, в нашей стране, - комментирует председатель управляющего совета национальной сети ГД ООН в России, управляющий директор департамента институционального развития ГК Внешэкономбанк Л.Е. Овчининкова. - Поиск эффективных инструментов формирования системы образования в интересах устойчивого развития продолжается. Говорить об окончательном успехе мы пока не можем, и эта проблема является злободневной для высшей школы, системы обязательного и дополнительного образования, для системы бизнес-образования, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с современными требованиями. По итогам конференции мы сможем сделать новый шаг на этом пути, выработав предложения и формат дальнейшей совместной работы».
Преследуя эти практические цели, участники обсудили запросы разных сторон на модели образования в сфере устойчивого развития, ключевые проблемы и перспективы образования в области устойчивого развития и экологии, а также лучшие «зеленые» проекты и инициативы российских вузов.
Нормативно-правовые аспекты образования в области устойчивого развития, модели системы управления знаниями в области экологического образования, существующие сегодня курсы и программы области устойчивого развития, опыт участия российских вузов в международном рейтинге «зеленых» университетов и продвижении Целей устойчивого развития представили эксперты от научно-образовательного сообщества (Институт экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, МГУ и Открытый университет МГУ, РАНХиГС, МГИМО, РУДН, МГТУ им. Баумана, МИСиС и др.).
Бизнес-сообщество («Юнилевер», «Северсталь», «Сегежа Групп», «МТС», «Тетра-Пак») и эксперты, работающие с коммерческим сектором в области устойчивого развития (Центр устойчивого развития Сколково, Международная сеть организаций для выработки решений, способствующих устойчивому развитию (SDSN), WWF России, ФБК Грант Торнтон, PwС Audit), предложили опыт применения принципов устойчивого развития в стратегическом планировании, управлении и бизнес-модели компаний, рассказали о запросе на специалистов в сфере устойчивого развития различного профиля (в области стратегического планирования, коммуникаций, взаимодействия с инвесторами, ответственного маркетинга и т.д.), подтвердили важность развития темы ответственного маркетинга для крупных российских компаний, представили международный опыт реализации образовательных программ в области устойчивого развития, а также практики зарубежных университетов и школ в этой сфере. Такие практики развиваются и в России, и часть из них также были представлены на конференции эколидерами из МГУ («ВузЭкоФест», Экономический факультет), НИУ ВШЭ («Зеленая Вышка»), МГИМО («МГИМО Goes Green»), движения ЭКА и «Зеленые вузы России».
По итогам обсуждения участники конференции взяли на себя обязательства сформулировать предложения для итоговой резолюции и по формированию консорциума ведущих российских вузов для разработки программ в области устойчивого развития и экологии.
Организаторы конференции - НИУ «Высшая школа экономики» и Агентство «Эс Джи Эм» в партнерстве с Ассоциацией «Национальная сеть Глобального договора» и движением ЭКА.
Исполнительный директор Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Марина Вашукова:
Национальная сеть Глобального договора ООН считает здесь свое участие уместным, полезным и предлагает сотрудничество, среди аргументов в пользу которого можно выделить основные.
Первый. Цели устойчивого развития (ЦУР) – наиболее широкая и всеохватная на сегодняшний день мировая повестка в сфере устойчивого развития. Именно бизнесу отводится одна из ключевых ролей по достижению глобального благополучия в этой связи. На уровне ООН, в том числе из опыта Целей развития тысячелетия, предшествовавших ЦУР, признано: апелляция только к правительствам, власти не приносит должного результата, и бизнес, его инновационный потенциал и потребности в передовых технологиях, подходах, кадрах – главный партнер всех, кто заинтересован в устойчивом развитии. Глобальный договор как объединение ответственных компаний называется в числе главных площадок такого партнерства.
Второй. Система образования в интересах устойчивого развития предполагает широкое межсекторное и междисциплинарное сотрудничество, отражающее новый комплексный подход к взаимосвязанному развитию общества, экономики и окружающей среды. При этом, по мнению ряда экспертов, в частности, Татьяны Акимовны Акимовой, автора учебника «Экономика устойчивого развития», экономическое образование может помочь сформировать научные основания для комплексного изучения накопившихся проблем, связанных с дальнейшим развитием цивилизации. Цитата: «Экономическое образование в интересах устойчивого развития — это шаг к реформированию системы образования и информационной политики на основе новой научной парадигмы. Результатом должны стать знания о новых стратегиях развития, об экономике, которая сможет привести масштабы и характер хозяйственной деятельности в соответствие с экологической выносливостью природы и необходимым качеством среды обитания».
Третий. В том числе с учетом сказанного, можно констатировать, что бизнес, который принято называть ответственным, в мире (уже очень широко) и в России (гораздо меньше, но все же) ставит перед собой эти же сверхзадачи. Изучает пути трансформации бизнес-моделей в интересах общества и природы, внедряет в деятельность международно признанные принципы в сфере прав человека, трудовых отношений, противодействия коррупции. Заявляет о своей климатической ответственности. Занимается системной благотворительностью, волонтерством и устойчивым развитием территорией на основе оценки эффективности своих социальных проектов. Совместно с заинтересованными сторонами готовит и издает нефинансовую отчетность. Берет на себя конкретные обязательства по достижению Целей устойчивого развития и многое другое.
Все это трактуется сегодня как элементы коммерческих стратегий устойчивого развития и включается в общий глобальный контекст трансформации мировой экономики. Заинтересованных в этом компаний все больше. Все более явно звучит их запрос на формирование системы общих и профессиональных образовательных стандартов. Одновременно внутри частного сектора формируются самые передовые подходы и нормы в этой области с учетом требований ООН, международного сообщества ответственных инвесторов, мировых бирж, современных стандартов отчетности и публичной деятельности. Все это – и тематический портфель проектов национальной сети Глобального договора и ее участников.
Таким образом, национальная площадка Глобального договора может быть использована - именно как межсекторная и междисциплинарная - для обсуждения и формирования единых подходов к обсуждаемой сегодня теме в формате экспертных групп или в рамках реализации конкретных программ и проектов.
В качестве примера - наш текущий образовательный проект – молодежный конкурс «Impact of business. Локальные решения глобальных проблем», который проводит национальное сообщество участников Глобального договора ООН в России в течение этого года. Главная цель конкурса - привлечение студентов, молодых ученых, преподавателей, специалистов и других молодых граждан России к обсуждению миссии и путей достижения Целей устойчивого развития до 2030 года с акцентом на роль российского бизнеса в выработке эффективных путей их продвижения и реализации. Мы хотим стимулировать в молодежной среде обсуждение проблем и сценариев устойчивого развития с учетом потенциала вклада российского бизнеса в достижение ЦУР, содействовать знакомству молодежной аудитории с современной практикой ответственного бизнеса, с прогрессивными подходами к формированию и реализации бизнес-стратегий с учетом ценностей устойчивого развития.
Наш главный партнер – швейцарская бизнес-школа SUMAS (Sustainability Management School), которая предоставляет в качестве гран-при сертификаты на обучение по программам устойчивого развития, на которых она специализируется. Головной офис Школы находится в городе Гланде, в здании штаб-квартиры IUCN (Международный союз охраны природы) и WWF (Всемирный фонд дикой природы). SUMAS — это единственное в своем роде учебное заведение и первая бизнес-школа в мире, которая открыла бакалаврские и магистерские программы в сфере управления устойчивым развитием. Среди программ Школы есть такие, как общий менеджмент устойчивого развития, менеджмент в сфере ответственного финансирования и инвестирования, менеджмент в сфере устойчивого экологически безопасного туризма, природоохранной деятельности, здравоохранения и даже - менеджмент элитного потребления согласно концепции устойчивого развития. Кроме прочего, эта Школа – еще одна иллюстрация уровня востребованности образования в интересах устойчивого развития и успешной модели удовлетворения такого спроса.
Таким образом, мы как национальная сеть Глобального договора ООН, исходя из своих задач и стремления содействовать формированию и продвижению ценностей устойчивого развития в России, в том числе в сфере образования и просвещения, надеемся, что наши возможности и открытость к коллективным действиям в названном контексте - сотрудничества с ООН, бизнесом, целевыми международными образовательными структурами и др. - будут учтены и востребованы.